Статьи

Могу ли я создать свою CRM

В наше время существует множество CRM-систем от различных производителей. Однако, возникает вопрос: можно ли создать собственную систему управления взаимоотношениями с клиентами? Да, это возможно, но требует определенных усилий и вложений.

  1. Шаг 1: Необходимость в создании CRM
  2. Шаг 2: Составление схемы работы с клиентами
  3. Шаг 3: Определение источников и типов данных
  4. Шаг 4: Анализ точек контакта с клиентами
  5. Шаг 5: Планирование коммуникации с клиентами
  6. Шаг 6: Выбор CRM-системы
  7. Шаг 7: Оценка результатов внедрения
  8. Стоимость внедрения CRM
  9. Чем можно заменить CRM-систему
  10. Выводы и советы

Шаг 1: Необходимость в создании CRM

Перед тем как начать создавать свою CRM, необходимо понять, почему именно такая система нужна вашей компании. Какие задачи вы надеетесь решить при использовании CRM и как это поможет вашему бизнесу?

Шаг 2: Составление схемы работы с клиентами

Создайте схему работы с клиентами. Определите этапы взаимодействия с ними, начиная от первого контакта и заканчивая продажей или оказанием услуги. Используйте это как базу для идентификации ключевых моментов, которые должны быть отслежены в CRM.

Шаг 3: Определение источников и типов данных

Определите, какие данные вам нужны, чтобы управлять взаимоотношениями с клиентами. Они могут включать в себя контактные данные, историю заказов, покупательское поведение и т.д. Решите, какой тип данных самый подходящий для вашей бизнес-модели и как их можно собрать.

Шаг 4: Анализ точек контакта с клиентами

Проанализируйте все точки контакта с клиентами и определите, какие данные должны быть сохранены в CRM. Рассмотрите не только точки контакта «лицом к лицу», но и другие каналы связи, такие как электронная почта, социальные сети и т.д.

Шаг 5: Планирование коммуникации с клиентами

Создайте план коммуникации, чтобы обеспечить регулярный контакт с клиентами. Это может быть в виде рассылок, оповещений о специальных предложениях, поздравлений с днями рождения и т.д. Определите каналы, через которые будет проводиться коммуникация и какие контактные данные необходимо использовать.

Шаг 6: Выбор CRM-системы

Выберите CRM-систему, которая лучше всего соответствует вашим потребностям. Учитывайте функциональность, стоимость и возможности интеграции с другими системами, которые вам необходимы.

Шаг 7: Оценка результатов внедрения

Оцените результаты внедрения CRM-системы. Насколько успешно она решает поставленные цели и какие дополнительные улучшения могут быть внесены.

Стоимость внедрения CRM

Стоимость внедрения CRM может быть от бесплатной, если вы решите внедрять систему самостоятельно, до 500 000 рублей за разовое обучение и внедрение системы у профессиональных компаний. Однако, стоимость изменений и доработок под требования клиента не включена и может быть затратна.

Чем можно заменить CRM-систему

В некоторых случаях, заменой CRM-системы может быть использование простых инструментов, таких как Excel, Таблицы или Adesk. Однако, для больших компаний это может быть неэффективно и неудобно.

Выводы и советы

Создание своей CRM-системы возможно, но требует определенных усилий и вложений. Перед началом такого проекта необходимо провести анализ и определить, почему именно CRM нужна вашей компании. Оцените стоимость внедрения и выберите систему, которая лучше всего подходит вашим требованиям. Заменой CRM-системы могут быть простые инструменты, однако, для больших компаний может быть неэффективно. Не забудьте оценить результаты внедрения и внести дополнительные улучшения, если это необходимо.

Наверх